Родители будущих первоклашек испытывают стресс в преддверии нового этапа в жизни ребенка. Однако процесс подготовки к школе может быть легким и увлекательным. Рассказываем, как сохранить нервные клетки родителей и не лишить ребенка мотивации еще до начала учебы.
Нам помогал эксперт
Нам помогал эксперт
С чего начать
Все дети разные, но есть общепринятые рекомендации. Лучший возраст для начала обучения в школе — семь полных лет. Именно к этому возрасту у ребенка появляется необходимый набор навыков. Мамам и папам нужно ориентироваться на это цифру.
Самое оптимальное — за год до школы провести диагностику готовности к учебе. Речь идет о комплексном тестировании ребенка с педагогом и психологом. Это позволит оценить, насколько дошкольник сформирован.
Пройти диагностику можно в будущей школе ребенка или сторонней организации, оказывающей данные услуги. Если вы не прошли тестирование за год, то сделать это можно и в апреле–мае перед началом учебы.
Самое оптимальное — за год до школы провести диагностику готовности к учебе. Речь идет о комплексном тестировании ребенка с педагогом и психологом. Это позволит оценить, насколько дошкольник сформирован.
Пройти диагностику можно в будущей школе ребенка или сторонней организации, оказывающей данные услуги. Если вы не прошли тестирование за год, то сделать это можно и в апреле–мае перед началом учебы.
Что должен уметь ребенок
Есть основные рекомендации — ребенок перед школой должен знать свое имя, дни недели, месяцы, времена года, уметь считать до 20 и т.д. Однако академические знания, то есть умение читать, писать, считать, не являются основными критериями. Всему этому и так научат.
Для специалистов важнее оценить психологическую, речевую и физическую готовности ребенка к школе.
· Психологическая — насколько будущий первоклассник умеет общаться, взаимодействовать. Легко ли он знакомится с другими детьми, умеет ли контактировать со взрослыми. Не стесняется ли задавать вопросы или что-то просить, если ему надо.
· Речевая — хорошо ли говорит ребенок. Нужно помнить, что речь очень важна в познавательном процессе. Если замечаете, что у ребенка проблемы с дикцией, то их нужно решать. В будущем это позволит ребенку проще влиться в школьную жизнь.
· Физическая — позволяет оценить внешние признаки, насколько сформирован скелет (скачок роста в 6–7 лет является показателем созревания нервной системы). Например, ребенку проводят «филиппинский тест» — просят дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если дошкольник делает это действие без особого труда, то тест считается положительным.
Специалист сможет оценить внутреннюю позицию школьника, то есть понимание ребенком своей будущей роли — зачем он идет учиться, что его ждет.
Может оказаться, что у ребенка широкий кругозор и он много знает, однако все еще не готов психологически. Цель проведения диагностики — выявить пробелы и заполнить их.
Для специалистов важнее оценить психологическую, речевую и физическую готовности ребенка к школе.
· Психологическая — насколько будущий первоклассник умеет общаться, взаимодействовать. Легко ли он знакомится с другими детьми, умеет ли контактировать со взрослыми. Не стесняется ли задавать вопросы или что-то просить, если ему надо.
· Речевая — хорошо ли говорит ребенок. Нужно помнить, что речь очень важна в познавательном процессе. Если замечаете, что у ребенка проблемы с дикцией, то их нужно решать. В будущем это позволит ребенку проще влиться в школьную жизнь.
· Физическая — позволяет оценить внешние признаки, насколько сформирован скелет (скачок роста в 6–7 лет является показателем созревания нервной системы). Например, ребенку проводят «филиппинский тест» — просят дотронуться правой рукой до левого уха, закинув руку над головой. Если дошкольник делает это действие без особого труда, то тест считается положительным.
Специалист сможет оценить внутреннюю позицию школьника, то есть понимание ребенком своей будущей роли — зачем он идет учиться, что его ждет.
Может оказаться, что у ребенка широкий кругозор и он много знает, однако все еще не готов психологически. Цель проведения диагностики — выявить пробелы и заполнить их.
«Современная диагностика к школе может помочь использовать время, чтобы прокачать недостающие навыки», — объяснила Наталья Федькаева.
Раннее обнаружение каких-либо трудностей позволит с пользой провести оставшееся до школы время. Ребенок сможет развить недостающие способности и сформировать мотивацию для учебы.
Проводя диагностику готовности к учебе, специалисты сети английских детских садов и клубов Discovery уверены, что своевременная забота о ребенке помогает избежать большого количества проблем, которые могут возникнуть в школе.
Что могут сделать родители
Старайтесь больше времени уделять ребенку. Развивайте его физически. Чем он будет крепче, тем проще ему дастся нагрузка в школе. Пусть дети чаще играют в ролевые игры. Для развития ловкости и координации — мяч, скакалка, ролики, скейтборды.
Обязательно перед школой укрепляйте руки ребенка. Для этого замените фломастеры цветными карандашами и мелками, рисование ими требует больших усилий.
Больше читайте с ребенком. Книги способствуют развитию речи и расширяют кругозор. Особое место в жизни ребенка должны занимать сказки. Они учат добру и простейшим мудростям жизни
Обязательно перед школой укрепляйте руки ребенка. Для этого замените фломастеры цветными карандашами и мелками, рисование ими требует больших усилий.
Больше читайте с ребенком. Книги способствуют развитию речи и расширяют кругозор. Особое место в жизни ребенка должны занимать сказки. Они учат добру и простейшим мудростям жизни
«Я тестирую на вербальный интеллект [способность воспринимать и воспроизводить слова] и знаете, какую закономерность нашла? Сейчас дети плохо знают сказки. Я прошу назвать сказку и героя, возникают большие трудности. Видимо, мы стали меньше читать детям», — поделилась детский психолог.
После чтения важно задавать ребенку вопросы, обсуждать прочитанное: что тебе больше всего понравилось в этой сказке, за кого из героев ты переживал. Это развивает активное слушание и учит воспринимать информацию на слух.
Также важно играть с детьми в настольные игры. Это может быть монополия, уно, любые бродилки. Такие игры хороши тем, что в них есть правила. Ребенок учится следовать инструкции. В школьной жизни этот навык необходим.
Важно помнить, что не стоит слишком загружать ребенка перед началом учебного года. Это может существенно осложнить жизнь первокласснику.
Также важно играть с детьми в настольные игры. Это может быть монополия, уно, любые бродилки. Такие игры хороши тем, что в них есть правила. Ребенок учится следовать инструкции. В школьной жизни этот навык необходим.
Важно помнить, что не стоит слишком загружать ребенка перед началом учебного года. Это может существенно осложнить жизнь первокласснику.
«Главное отдыхайте летом, насладитесь общением. Не рекомендуется многочисленные секции, чтобы лишний раз ребенка напрягать. Больше отдыха: на природу, к бабушке. Излишние занятия могут сломать мотивацию, и ребенок устанет», — отметила эксперт.
Главный совет перед школой — не волноваться. Не стоит спрашивать у всех знакомых, что умеют их дети и примерять это на свое чадо. Помните, что в первом классе ребенку понадобится ваша поддержка. Хвалите его за объективные заслуги и не сравнивайте с другими. Любящие родители — самая надежная защита и опора в жизни ребенка. Становитесь лучше для ваших детей вместе с нашим проектом «Лекторий».