Тему репетиторов поднимают уже на уровне государства. Владимир Путин в послании Федеральному собранию в феврале этого года потребовал разобраться с отличиями школьных программ от вопросов на экзаменах. Это несоответствие, по его словам, вынуждает родителей нанимать детям репетиторов. Правительству совместно с педагогическим и родительским сообществами предстоит решить эту проблему.
Однако пока тенденция нанимать ребенку частных педагогов только набирает обороты. Согласно последним опросам, каждый второй родитель учеников 9—11 классов оплачивает репетиторов. В среднем на частные занятия старшеклассников уходит 5 тысяч рублей в неделю. Около 11% родителей тратят на репетиторов не менее 10 тысяч рублей в неделю.
Однако пока тенденция нанимать ребенку частных педагогов только набирает обороты. Согласно последним опросам, каждый второй родитель учеников 9—11 классов оплачивает репетиторов. В среднем на частные занятия старшеклассников уходит 5 тысяч рублей в неделю. Около 11% родителей тратят на репетиторов не менее 10 тысяч рублей в неделю.
Так что же такое репетиторы — зло или панацея? Разбирались вместе с кандидатом физико-математических наук, лектором и преподавателем МГУ, основателем сервиса по созданию индивидуальной образовательной стратегии для школьников eduwhy, бывшим академическим директором Первого Университетского Лицея им. Лобачевского, секретарем Содружества университетских и инновационных школ в Евразийском регионе, ведущим экспертом сферы образования Андреем Гладилиным.
Как дети сдали ЕГЭ в этом году
Результаты Единого государственного экзамена в 2024-м сопоставимы с результатами экзаменов прошлых лет.
«Ничего у нас не взлетело, и ничего не обвалилось», — подытожил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.
Достаточно высокими оказались результаты по русскому языку. Около 60% учащихся набрали более 60 баллов, а 2636 человек — 100 баллов. На ЕГЭ по математике профильного уровня доля участников, набравших более 60 баллов, увеличилась на 10%, по физике — на 30%. Данные свидетельствуют об улучшении результатов выпускников, выбирающих предметы для продолжения обучения в вузах по инженерным специальностям.
Лучшим регионом по результатам ЕГЭ в этом году стала Москва, на втором месте — Подмосковье. Далее идут Татарстан, Санкт-Петербург, Нижегородская, Тульская и Тюменская области.
Лучшим регионом по результатам ЕГЭ в этом году стала Москва, на втором месте — Подмосковье. Далее идут Татарстан, Санкт-Петербург, Нижегородская, Тульская и Тюменская области.
Репетиторство в старших классах
За результатами ЕГЭ стоят долгие месяцы подготовки детей и внушительные денежные суммы родителей. Чаще всего репетиторов нанимают именно для учеников 10 и 11 классов. Здесь причина очевидна — от результатов ЕГЭ зависит возможность продолжить образование на бюджетной основе в вузе. Не все семьи могут потянуть платное обучение, поэтому целесообразнее заплатить репетитору.
Если вы нанимаете частного педагога для старшеклассника, то должны ставить конечную цель — сдача экзамена, поступление в вуз и т. д. Задача репетитора заключается в том, чтобы привести ребенка к конкретному результату. В этом его главное отличие от учителя, который обязан дать лишь объем знаний, заложенный в школьной программе.
Проблемы начинаются в тот момент, когда репетитор начинает подменять роль преподавателя. Когда частный педагог уходит от цели и помогает школьнику делать домашние задания, объясняет пройденные на уроке темы, он оказывает ему медвежью услугу. Ребенок перестает напрягать мозг и выполнять то, что должен делать сам.
В итоге у школьника атрофируется важный навык — способность воспринимать информацию в социуме. Он должен усвоить тему на уроке, а потом прийти и закрепить ее домашним заданием. Самостоятельно. Если ребенок будет делать это только при помощи репетитора, навык получения информации в социуме утратится. Зачем ему слушать на уроке, если вечером объяснят. При этом принижается статус учителя. Часто такие дети приходят на занятия и говорят: «А мне репетитор сказал так». Происходит подмена ролей и перекладывание ответственности, что приводит к негативному результату.
Не всем детям нужен репетитор для подготовки к ЕГЭ. Если ребенку только предстоит этот экзамен, узнайте у учителя, будут ли они готовиться к нему на уроках. Во многих школах после прохождения программы специально оставляют несколько месяцев для этих целей. Сами педагоги заинтересованы, чтобы их ученики набрали высокие баллы.
Чтобы понять, нужен ли репетитор, первое, что нужно сделать — спросить ребенка. Также сейчас существует множество сервисов, которые могут сгенерировать любой экзамен. Это позволит оценить качество знаний ребенка и понять необходимость в дополнительных занятиях.
Если вы решили, что репетитор нужен, то оптимальное время для начала активной подготовки к ЕГЭ — ноябрь, декабрь. Раньше готовиться имеет смысл только, если у ребенка есть существенные пробелы в обучении. В этом случае задуматься о ЕГЭ нужно уже в 10 классе.
Если вы нанимаете частного педагога для старшеклассника, то должны ставить конечную цель — сдача экзамена, поступление в вуз и т. д. Задача репетитора заключается в том, чтобы привести ребенка к конкретному результату. В этом его главное отличие от учителя, который обязан дать лишь объем знаний, заложенный в школьной программе.
Проблемы начинаются в тот момент, когда репетитор начинает подменять роль преподавателя. Когда частный педагог уходит от цели и помогает школьнику делать домашние задания, объясняет пройденные на уроке темы, он оказывает ему медвежью услугу. Ребенок перестает напрягать мозг и выполнять то, что должен делать сам.
В итоге у школьника атрофируется важный навык — способность воспринимать информацию в социуме. Он должен усвоить тему на уроке, а потом прийти и закрепить ее домашним заданием. Самостоятельно. Если ребенок будет делать это только при помощи репетитора, навык получения информации в социуме утратится. Зачем ему слушать на уроке, если вечером объяснят. При этом принижается статус учителя. Часто такие дети приходят на занятия и говорят: «А мне репетитор сказал так». Происходит подмена ролей и перекладывание ответственности, что приводит к негативному результату.
Не всем детям нужен репетитор для подготовки к ЕГЭ. Если ребенку только предстоит этот экзамен, узнайте у учителя, будут ли они готовиться к нему на уроках. Во многих школах после прохождения программы специально оставляют несколько месяцев для этих целей. Сами педагоги заинтересованы, чтобы их ученики набрали высокие баллы.
Чтобы понять, нужен ли репетитор, первое, что нужно сделать — спросить ребенка. Также сейчас существует множество сервисов, которые могут сгенерировать любой экзамен. Это позволит оценить качество знаний ребенка и понять необходимость в дополнительных занятиях.
Если вы решили, что репетитор нужен, то оптимальное время для начала активной подготовки к ЕГЭ — ноябрь, декабрь. Раньше готовиться имеет смысл только, если у ребенка есть существенные пробелы в обучении. В этом случае задуматься о ЕГЭ нужно уже в 10 классе.
«Сильно рано начинать готовиться к экзаменам не стоит. Надо сначала пройти школьную программу. Экзамен — лишь форма того, как будут проверяться знания. Мы сначала должны набрать содержание, а уж после этого работать над его формой», — рассказал Андрей Гладилин.
Выбирайте педагога, который имеет нужный вам опыт и в его послужном списке есть ученики, которых он уже привел к результату. Однако помните, что репетиторов, которые готовят к высоким баллам по ЕГЭ, «разбирают» очень быстро. Иногда таких специалистов не нанять уже за год. Сейчас много сервисов для поиска педагогов, также в этой отрасли отлично работает сарафанное радио. Можно узнать контакты у выпускников прошлых лет, друзей или знакомых.
А если не для ЕГЭ?
Повально нанимают репетиторов уже для детей и в средних, и в начальных классах. Однако здесь родителей подстерегают те же опасности — ребенок может перестать самостоятельно справляться со школьной программой.
Постоянная помощь репетитора может убить в школьнике мотивацию самому преодолевать трудности.
Постоянная помощь репетитора может убить в школьнике мотивацию самому преодолевать трудности.
«Естественно, он не хочет этого делать. Естественно, он хочет идти по пути наименьшего сопротивления. Это как маленький ребенок, который не хочет идти в гору. Он может идти, но гораздо приятнее сесть на плечи или руки родителям, чтобы его подняли. Здесь происходит ровно то же самое», — пояснил Андрей Гладилин.
Поэтому если нет предстоящей подготовки к экзамену, нанимать репетитора стоит только в двух случаях.
Первый — у ребенка образовался пробел в знаниях, который не позволяет ему идти дальше по школьной программе и усваивать материал. О том, что есть проседание, может сказать учитель или сам ребенок. В этом случае стоит нанять репетитора на три–четыре занятия, после чего отменить. За это время преподаватель сможет дать знания, способные заполнить пробел. Дальше ребенок должен сам преодолевать сложности в освоении школьной программы.
Второй — когда вы хотите, чтобы ребенок «нашел себя». Репетитор может помочь определить круг интересов школьника. Например, дать ребенку решать более сложные математические задачи. Они могут оказаться ему интересны, он начнет в эту сторону самостоятельно двигаться.
В 7–8 классах начинается уже профилизация, можно начинать говорить с ребенком о будущей профессии. Тут уже репетитор может помочь в подготовке к экзамену, чтобы поступить в специализированный класс или школу. Это допустимо, так как уровень специализированных школ и общеобразовательных разный.
Однако раньше 12 лет обсуждать с ребенком такие вопросы не имеет смысла. Только в 13–14 лет школьник начинает осознанно высказывать свое мнение, проявлять собственное я. В этот момент стоит интересоваться, зачем ребенок учится, к чему хочет прийти. Спросите школьника, кем он себя видит через 10 лет. Это будет возраст окончания вуза, получения профессии. От этого можно выкладывать целеполагание. Сейчас мир широк. Репетитор может помочь выложить индивидуальную образовательную траекторию.
Первый — у ребенка образовался пробел в знаниях, который не позволяет ему идти дальше по школьной программе и усваивать материал. О том, что есть проседание, может сказать учитель или сам ребенок. В этом случае стоит нанять репетитора на три–четыре занятия, после чего отменить. За это время преподаватель сможет дать знания, способные заполнить пробел. Дальше ребенок должен сам преодолевать сложности в освоении школьной программы.
Второй — когда вы хотите, чтобы ребенок «нашел себя». Репетитор может помочь определить круг интересов школьника. Например, дать ребенку решать более сложные математические задачи. Они могут оказаться ему интересны, он начнет в эту сторону самостоятельно двигаться.
В 7–8 классах начинается уже профилизация, можно начинать говорить с ребенком о будущей профессии. Тут уже репетитор может помочь в подготовке к экзамену, чтобы поступить в специализированный класс или школу. Это допустимо, так как уровень специализированных школ и общеобразовательных разный.
Однако раньше 12 лет обсуждать с ребенком такие вопросы не имеет смысла. Только в 13–14 лет школьник начинает осознанно высказывать свое мнение, проявлять собственное я. В этот момент стоит интересоваться, зачем ребенок учится, к чему хочет прийти. Спросите школьника, кем он себя видит через 10 лет. Это будет возраст окончания вуза, получения профессии. От этого можно выкладывать целеполагание. Сейчас мир широк. Репетитор может помочь выложить индивидуальную образовательную траекторию.
«Если у репетитора со школьником хорошая коммуникация, то ребенок видит перед собой пример. Если он пойдет по стезе, которую выбрал его педагог, то он сможет достичь того или иного. Репетитор является для ребенка примером прохождения этого пути», — объяснил Андрей Гладилин.
Поэтому репетиторство — явление нужное и полезное при правильном применении. Частный педагог способен закрыть пробелы в знаниях, позволяя ребенку дальше самостоятельно усваивать материал. Репетитор, особенно если он яркий и харизматичный, может заразить ребенка любовью к своему предмету, стать для него мотивацией в выборе профессионального пути.